МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2018.2(48).145679

Ключевые слова:

социальный интеллект, расстройства аутистического спектра, аутизм, диагностика, ADOS

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции современного этапа развития национальной системы образования и проанализировано место в этом процессе детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрено понятие социального интеллекта и представлены его структурные компоненты. В соответствии с этими компонентами проанализированы имеющиеся стандартизированные методики и определены наиболее целесообразные диагностические методики по определению уровня сформированности социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Для диагностики когнитивных критериев было выделено 7 методик: Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» (детский вариант — в адаптации Я. И. Михайловой), «Проективная методика Рене Жиля», «Запоминание профессий и имен людей» А. В. Шешуковой, «Салли и Энн», «Казалось — оказалось», «Ложь», «Лесенка» (в модификации С. Якобсон, В. Щур). Для диагностики эмоциональных критериев было выделено 3 методики: «Оценка эмоционального интеллекта Н. Холла» (детский вариант в адаптации Я. И. Михайловой), «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд» (детский вариант), «Эмоциональная идентификация» (Э. И. Изотовой). Для диагностики поведенческих критериев было выделено 4 методики: опросник для детей «Детское одиночество и социальная компетенция» (LSDQ), опросник для родителей «Навыки общения» (CCC-2), опросник для родителей «Поведенческие проблемы детей» (CBCL), «ADOS» (Модуль 3).

Библиографические ссылки

Izotova, E. I. & Nikiforova, E. V. (2004). Emotsionalnaya sfera rebenka: Teoriya i praktika. [Emotional sphere of the child: Theory and practice]. Moscow, 200-221 [in Russian].

Lord, K., Ratter M., Di Lavore, P. & Rizi S. (2013). ADOS-2. Plan diahnostychnoho obstezhennia na autyzm. [ADOS-2. Autism Diagnostic Observation Schedule]. Kyiv, 87–140 [in Ukrainian].

Shchur, V. G. (1982). Metodika izucheniya predstavleniya rebenka ob otnosheniyakh k nemu drugikh lyudey.. [Methodology for studying the child’s idea of the relationships of other people to him.]. Psikhologiya lichnosti. Teoriya i eksperiment. — Psychology of Personality. Theory and experiment, 200–221 [in Russian].

Adenzato, M. & Ardito R. B. (1999). The role of «Theory of Mind» and deontic reasoning in the evolution of deception. Proceedings of the Twenty-First Conference of the Cognitive Science Society / Eds. M. Hahn, S. C. Stoness. Mahwah, NY: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 7–12 [in English].

Baron-Cohen, S., Leslie, A. M. & Frith, U. (1985). Does the autistic child have a «theory of mind»? Cognition, 21, pp. 37–46 [in English].

Berenguer, C., Miranda, A., Colomer, C., Baixauli, I. & Roselló, B. (2018). Contribution of Theory of Mind, Executive Functioning, and Pragmatics to Socialization Behaviors of Children with High-Functioning Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, v. 48, 2, pp. 430–441 [in English].

Gopnik, A. & Astington, J. W. (1988). Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and the appearance-reality distinction. Child Development, v. 59, pp. 26–37 [in English].

Опубликован

2018-10-26

Выпуск

Раздел

Статті