МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
DOI:
https://doi.org/10.18524/2304-1609.2018.2(48).145679Ключевые слова:
социальный интеллект, расстройства аутистического спектра, аутизм, диагностика, ADOSАннотация
В статье рассмотрены основные тенденции современного этапа развития национальной системы образования и проанализировано место в этом процессе детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрено понятие социального интеллекта и представлены его структурные компоненты. В соответствии с этими компонентами проанализированы имеющиеся стандартизированные методики и определены наиболее целесообразные диагностические методики по определению уровня сформированности социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Для диагностики когнитивных критериев было выделено 7 методик: Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» (детский вариант — в адаптации Я. И. Михайловой), «Проективная методика Рене Жиля», «Запоминание профессий и имен людей» А. В. Шешуковой, «Салли и Энн», «Казалось — оказалось», «Ложь», «Лесенка» (в модификации С. Якобсон, В. Щур). Для диагностики эмоциональных критериев было выделено 3 методики: «Оценка эмоционального интеллекта Н. Холла» (детский вариант в адаптации Я. И. Михайловой), «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд» (детский вариант), «Эмоциональная идентификация» (Э. И. Изотовой). Для диагностики поведенческих критериев было выделено 4 методики: опросник для детей «Детское одиночество и социальная компетенция» (LSDQ), опросник для родителей «Навыки общения» (CCC-2), опросник для родителей «Поведенческие проблемы детей» (CBCL), «ADOS» (Модуль 3).
Библиографические ссылки
Izotova, E. I. & Nikiforova, E. V. (2004). Emotsionalnaya sfera rebenka: Teoriya i praktika. [Emotional sphere of the child: Theory and practice]. Moscow, 200-221 [in Russian].
Lord, K., Ratter M., Di Lavore, P. & Rizi S. (2013). ADOS-2. Plan diahnostychnoho obstezhennia na autyzm. [ADOS-2. Autism Diagnostic Observation Schedule]. Kyiv, 87–140 [in Ukrainian].
Shchur, V. G. (1982). Metodika izucheniya predstavleniya rebenka ob otnosheniyakh k nemu drugikh lyudey.. [Methodology for studying the child’s idea of the relationships of other people to him.]. Psikhologiya lichnosti. Teoriya i eksperiment. — Psychology of Personality. Theory and experiment, 200–221 [in Russian].
Adenzato, M. & Ardito R. B. (1999). The role of «Theory of Mind» and deontic reasoning in the evolution of deception. Proceedings of the Twenty-First Conference of the Cognitive Science Society / Eds. M. Hahn, S. C. Stoness. Mahwah, NY: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 7–12 [in English].
Baron-Cohen, S., Leslie, A. M. & Frith, U. (1985). Does the autistic child have a «theory of mind»? Cognition, 21, pp. 37–46 [in English].
Berenguer, C., Miranda, A., Colomer, C., Baixauli, I. & Roselló, B. (2018). Contribution of Theory of Mind, Executive Functioning, and Pragmatics to Socialization Behaviors of Children with High-Functioning Autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, v. 48, 2, pp. 430–441 [in English].
Gopnik, A. & Astington, J. W. (1988). Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and the appearance-reality distinction. Child Development, v. 59, pp. 26–37 [in English].
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Правовласниками опублікованого матеріалу являються авторський колектив та засновник журналу на умовах, що визначаються видавничою угодою, що укладається між редакційною колегією та авторами публікацій. Ніяка частина опублікованого матеріалу не може бути відтворена без попереднього повідомлення та дозволу автора.
Публікація праць в Журналі здійснюється на некомерційній основі.
Після публікації автор має право опублікувати свою роботу в будь-якому іншому засобі масової інформації без дозволу редакції журналу, без посилання на журнал, але з повідомленням редакційної колегії журналу про публікацію своєї роботи в іншому засобі масової інформації.
Редакція має право віддати роботу автора на публікацію до іншого засобу масової інформації, але з дозволу автору.
Положення про конфіденційність
Імена та електронні адреси, які вказуються користувачами сайту цього журналу, будуть використовуватись виключно для виконання внутрішніх технічних завдань цього журналу; вони не будуть поширюватись та передаватись стороннім особам.