Теоретико-методологические проблемы исследования феномена профессиональной идентичности в психологии

Авторы

  • К. В. Моря
  • Е. В. Моря
  • K. V. Morya

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2009.17.136079

Аннотация

В статье проводится анализ подходов к пониманию феномена профессиональной идентичности. В современных исследованиях обращение к проблеме профессио­нальной идентичности обусловлено несколькими причинами. Во-первых, “профес­сиональное сознание является важнейшим регулятором труда и построения про­фессиональных жизненных путей”. Во-вторых, одно из заданий организационной психологии — это “осмысление значимости индивидуально — психологических и личных факторов, которые определяют отношение трудящегося к своей работе и особенности групповых взаимодействий”. В-третьих, “многовариантность отно­шения к профессиональной деятельности, постоянное технологическое развитие самих профессий определяет постоянную актуальность профессионального опреде­ления на протяжении всего профессионального пути”. Для полного исследования проблемы профессиональной идентичности нужно понимать, какое место занимает это явление в общей идентификационной структуре личности, а также ее роль в профессиональном и социальном самоопределении личности. Однако сама идентич­ность определяется не однозначно и исследуется с различных позиций. Так для за­падных теорий профессионального развития характерное обращение к понятию Я-концепции, в структуре которой выделяется такая характеристика как ощущение человеком компетентности, собственной эффективности и личной влиятельности, то есть ощущение власти над окружающей действительностью, которая обеспечивает психологическую стабильность человека. Для отечественной психологии более ха­рактерное обсуждение профессионального развития в координатах ответственности за развитие профессиональных ситуаций и отношений, за свои профессиональные действия и основной упор в исследованиях делался на разработку понятия “само­определение”, на исследование самосознания и самоотношення. Подытоживая мы отмечаем, что профессиональная идентичность является актуальной в научном и практическом плане предметом современных психологических исследований.

Опубликован

2014-05-30

Выпуск

Раздел

Статті