ОБУЧЕННАЯ РЕСУРСНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УКРАИНСКОЙ ВЕРСИИ ШКАЛЫ САМОКОНТРОЛЯ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2017.1(43).135565

Ключевые слова:

обученная ресурсность, психическое здоровье, психометрическая адаптация, конфирматорный факторный анализ, ретестовая надежность

Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов о взаимосвязи между психическим здоровьем и ресурсами личности в контексте достижений теории обученной ресурсности. Целью статьи является психометрический анализ украинской версии шкалы самоконтроля и оценка взаимосвязей обученной ресурсности с показателями психического здоровья на выборке студентов (n = 450). Оставлено 12 пунктов, которые сформировали окончательную версию шкалы в однофакторном решении. Построенная шкала характеризовалась достаточной внутренней согласованностью (α = 0,68; ωВ = 0,71) и ретестовой надежностью (r = 0,79). Установлено, что студенты с высоким уровнем обученности ресурсности реже проявляли негативные поведенческие реакции (r = –0,13; p = 0,01) и в большей степени применяли когнитивное оценивание стресса (r = 0,34; p <0,001).

Библиографические ссылки

Haletska, I. I. (2012) Psykhologichne zdorov’ya yak problema natsionalnoyi bezpeky. Naukoviy visnyk Lvivskoho derzhavnoho universytetu vnutryshnikh sprav. Seriya psykhologichna [Scientific bulletin of Lviv State University of Internal Affairs. Psychological series]. 2(1), 49–58 [In Ukrainian].

Akgun, S., & Ciarrochi, J. (2003). Learned resourcefulness moderates the relationship between academic stress and academic performance. Educational Psychology, 23, 287–294.

Akgun, S. (2004). The effects of situation and learned resourcefulness on coping responses. Social Behavior and Personality, 32, 441–448.

Gadzella, B. M., Fullwood, H. L., & Ginther, D. W. (1991). Student-life Stress Inventory. Paper presented at Texas Psychological Association Convention, San Antonio, TX.

Gintner, G. G., West, J. D., & Zarski, J. J. (2001). Learned resourcefulness and situationspecific coping with stress. The Journal of Psychology, 123, 295–304.

Kennett, D. J. (1994). Academic self-management counseling: Preliminary evidence for the importance of learned resourcefulness on program success. Studies in Higher Education, 19, 295–307..

Kennett, D. J. & Keefer, K. (2006). Impact of learned resourcefulness and theories of intelligence on academic achievement of university students: An integrated approach. Educational Psychology, 26, 441–457.

Meichenbaum, D. (1977). Cognitive-behavior modification: An integrative approach. New York: Plenum.

Moring J. M. S. (2007) The role of learned resourcefulness in proactive coping tendencies. San Antonio: The University of Texas.

Rosenbaum, M. (1980). A schedule for assessing self-control behaviors: Preliminary findings. Behavior therapy, 11, 109–121.

Rosenbaum, M., & Jaffe, Y. (1983). Learned helplessness: The role of individual differences in learned resourcefulness. British Journal of Social Psychology, 22, 215–225.

Rosenbaum M. (1998) Opening versus closing strategies in controlling one’s responses to experience In M. Kofta, G. Weary, G. Sedek (Eds.) Personal control in action: Cognitive and motivational mechanisms (pp. 61–84). New York: Plenum.

Rosenbaum, M. (1990). Learned resourcefulness: On coping skills, self-control, and adaptive behavior. New York: Springer.

Schwarzer, R., & Fuchs, R. (1996). Self-efficacy and health behaviors. In M. Conner & P. Norman (Eds.), Predicting health behavior: Research and practice with social cognition models. (pp. 163–196) Buckingham, UK: Open University Press.

Опубликован

2018-06-27

Выпуск

Раздел

Статті