ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Авторы

  • Л. В. Клочек Центральноукраинский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-6450-3374

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2018.1(47).139773

Ключевые слова:

социальная справедливость, ценностная рефлексия, социальная идентификация, ценностная саморегуляция

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического исследования психологических механизмов развития социальной справедливости в педагогическом взаимодействии. Психологические механизмы определяются как способы качественных преобразований личности учителя, касающиеся структуры его ценностной сферы, активизируют процесс появления и развития личностного образования социальной справедливости. Доказано, что механизм ценностной рефлексии запускает процессы, происходящие в ценностном самосознании педагога. Ценностная рефлексия происходит на личностном, профессиональном, социальном уровнях. Механизм социальной идентификации способствует психологическому сближению участников педагогического взаимодействия. Благодаря действию этого механизма происходит уподобление переживаний учителя переживаниям учащихся в процессе педагогического взаимодействия. Механизм ценностной саморегуляции запускает процесс регулирования учителем педагогических действий в соответствии с моральными мотивами и смыслами.

Библиографические ссылки

Bekh I. D. (2003) Osobystisno oriientovanyi pidhid: naukovo-praktychni zasady [Personalityoriented approach: scientific-practical fundamental principles] Kyiv: Lybid [in Ukrainian].

Boryshevskyi M. Y. (2010) Doroha do sebe: Vid osnov subiektyvnosti do vershyn dukhovnosti [Way to oneself: From the basis of subjectivity to the heights of spirituality]. Kyiv: Akademvydav [in Ukrainian].

Bulakh I. S. (2016) Psykhologiia osobystisnoho zrostannia pidlitkiv: realii ta perspektyvy. [Psychology of personal development of teenagers: facts and perspectives]. Vinnytsia: TOV Nilan-LTD’ [in Ukrainian].

Hrynova M. V. (2012) Samorehuliatsiia yak osnova rozviazannia pedahohichnoi sytuatsii [Self-regulation as a basis for solving pedagogical siatuation]. «Vytoky pedahohichnoi maisternosti»: Zbirnyk naukovykh prats (Issue 5). Poltava [in Ukrainian].

Kyrychenko T. V. (2017) Psykholohichnyi zmist samorehuliatsii osobystosti [Psychological sense of personality’s self-realization]. Naukovyi visnyk Khersonskoho derzhavnoho universytetu 2017 (Issue 3, Volume 1). Kherson [in Ukrainian].

Konopkin O. A. (2004) Obshchaia sposobnost k samoreguliatcii kak faktor subektnogo razvitiia [General capability to self-regulation as a factor of subject’s development]. Voprosy psikhologii (Issue 2, p. 128–135) [in Russian].

Krichevskij R. L., Dubovskaya E. M. (1981) O funkcii i mehanizme identifikacii vo vnutrigruppovom mezhlichnostnom obshenii [On the function and mechanism of identification in within-group interpersonal communication]. Psihologiya mezhlichnostnogo poznaniya (p. 92–122). Moskva: Pedagogika [in Russian].

Obozov N. N. (1979) Mezhlichnostnye otnosheniya [Interpersonal relationships] Leningrad: Izd-vo LGU [in Russian].

Parygin B. D. (1971) Osnovy socialno-psihologicheskoj teorii [Fundamentals of social-psychological theory] Moskva: Mysl [in Russian].

Rubinshtein S. L. (1998) Osnovy obshchei psikhologii. [Guidelines of general psychology]. Saint Petersburg: Piter. [in Russian].

Titova T. Y. (2016) Smyslovi aspekty samorehuliatsii osobystosti [Sense-based aspects of personality’s self-regulation]. Psykholohiia i osobystist (Issue 1 (9), p.217–225) [in Ukrainian].

Frankl V. (1997) Doktor i dusha [The doctor and the soul] : translated from English by. A. A. Boreeva. Sankt-Peterburg: Yuventa [in Russian].

Hudyakova N. L. (2010) Aksiologicheskie osnovy povedeniya cheloveka [Axiological fundamentals of the human’s behaviour] Chelyabinsk: Izdatelstvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo unstituta [in Russian].

Опубликован

2018-07-28

Выпуск

Раздел

Статті