ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
DOI:
https://doi.org/10.18524/2304-1609.2018.1(47).139773Ключевые слова:
социальная справедливость, ценностная рефлексия, социальная идентификация, ценностная саморегуляцияАннотация
В статье представлены результаты теоретического исследования психологических механизмов развития социальной справедливости в педагогическом взаимодействии. Психологические механизмы определяются как способы качественных преобразований личности учителя, касающиеся структуры его ценностной сферы, активизируют процесс появления и развития личностного образования социальной справедливости. Доказано, что механизм ценностной рефлексии запускает процессы, происходящие в ценностном самосознании педагога. Ценностная рефлексия происходит на личностном, профессиональном, социальном уровнях. Механизм социальной идентификации способствует психологическому сближению участников педагогического взаимодействия. Благодаря действию этого механизма происходит уподобление переживаний учителя переживаниям учащихся в процессе педагогического взаимодействия. Механизм ценностной саморегуляции запускает процесс регулирования учителем педагогических действий в соответствии с моральными мотивами и смыслами.
Библиографические ссылки
Bekh I. D. (2003) Osobystisno oriientovanyi pidhid: naukovo-praktychni zasady [Personalityoriented approach: scientific-practical fundamental principles] Kyiv: Lybid [in Ukrainian].
Boryshevskyi M. Y. (2010) Doroha do sebe: Vid osnov subiektyvnosti do vershyn dukhovnosti [Way to oneself: From the basis of subjectivity to the heights of spirituality]. Kyiv: Akademvydav [in Ukrainian].
Bulakh I. S. (2016) Psykhologiia osobystisnoho zrostannia pidlitkiv: realii ta perspektyvy. [Psychology of personal development of teenagers: facts and perspectives]. Vinnytsia: TOV Nilan-LTD’ [in Ukrainian].
Hrynova M. V. (2012) Samorehuliatsiia yak osnova rozviazannia pedahohichnoi sytuatsii [Self-regulation as a basis for solving pedagogical siatuation]. «Vytoky pedahohichnoi maisternosti»: Zbirnyk naukovykh prats (Issue 5). Poltava [in Ukrainian].
Kyrychenko T. V. (2017) Psykholohichnyi zmist samorehuliatsii osobystosti [Psychological sense of personality’s self-realization]. Naukovyi visnyk Khersonskoho derzhavnoho universytetu 2017 (Issue 3, Volume 1). Kherson [in Ukrainian].
Konopkin O. A. (2004) Obshchaia sposobnost k samoreguliatcii kak faktor subektnogo razvitiia [General capability to self-regulation as a factor of subject’s development]. Voprosy psikhologii (Issue 2, p. 128–135) [in Russian].
Krichevskij R. L., Dubovskaya E. M. (1981) O funkcii i mehanizme identifikacii vo vnutrigruppovom mezhlichnostnom obshenii [On the function and mechanism of identification in within-group interpersonal communication]. Psihologiya mezhlichnostnogo poznaniya (p. 92–122). Moskva: Pedagogika [in Russian].
Obozov N. N. (1979) Mezhlichnostnye otnosheniya [Interpersonal relationships] Leningrad: Izd-vo LGU [in Russian].
Parygin B. D. (1971) Osnovy socialno-psihologicheskoj teorii [Fundamentals of social-psychological theory] Moskva: Mysl [in Russian].
Rubinshtein S. L. (1998) Osnovy obshchei psikhologii. [Guidelines of general psychology]. Saint Petersburg: Piter. [in Russian].
Titova T. Y. (2016) Smyslovi aspekty samorehuliatsii osobystosti [Sense-based aspects of personality’s self-regulation]. Psykholohiia i osobystist (Issue 1 (9), p.217–225) [in Ukrainian].
Frankl V. (1997) Doktor i dusha [The doctor and the soul] : translated from English by. A. A. Boreeva. Sankt-Peterburg: Yuventa [in Russian].
Hudyakova N. L. (2010) Aksiologicheskie osnovy povedeniya cheloveka [Axiological fundamentals of the human’s behaviour] Chelyabinsk: Izdatelstvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo unstituta [in Russian].
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Правовласниками опублікованого матеріалу являються авторський колектив та засновник журналу на умовах, що визначаються видавничою угодою, що укладається між редакційною колегією та авторами публікацій. Ніяка частина опублікованого матеріалу не може бути відтворена без попереднього повідомлення та дозволу автора.
Публікація праць в Журналі здійснюється на некомерційній основі.
Після публікації автор має право опублікувати свою роботу в будь-якому іншому засобі масової інформації без дозволу редакції журналу, без посилання на журнал, але з повідомленням редакційної колегії журналу про публікацію своєї роботи в іншому засобі масової інформації.
Редакція має право віддати роботу автора на публікацію до іншого засобу масової інформації, але з дозволу автору.
Положення про конфіденційність
Імена та електронні адреси, які вказуються користувачами сайту цього журналу, будуть використовуватись виключно для виконання внутрішніх технічних завдань цього журналу; вони не будуть поширюватись та передаватись стороннім особам.