ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ФИЛОЛОГОВ В ТЕРМИНАХ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОСЕМАНТИКИ

Авторы

  • О. В. Дробот Национальный авиационный университет, Ukraine
  • С. А. Пустовий Университет современных знаний, Ukraine https://orcid.org/0000-0002-6081-1193

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2018.1(47).139772

Ключевые слова:

сознание, профессиональное сознание, филолог, психосемантика

Аннотация

В статье проанализированы различные подходы к определению сознания и профессионального сознания. Путем теоретического анализа установлена структура профессионального сознания филологов. Определено наличие трех слоёв профессионального сознания филолога. Первый — слой чувственных переживаний, чувственных образов; второй — значения, знаковые системы, филологические компетенции; третий — личностный смысл, система отношений, интересов и эмоций. В качестве методологической базы исследования избран психосемантический подход, позволяющий реконструировать имплицитные структуры картины мира филологической профессии в сознании студентов-филологов.

Библиографические ссылки

Akopov, G. V. (2004) Problema soznanija v rossijskoj psihologii [The problem of consciousness in Russian psychology]. Moscow: MPSI; Voronezh: MODJeK [in Russian].

Artem’eva, E. Ju. (1999) Osnovy psihologii sub»ektivnoj semantiki [The basis of the psychology of subjective semantics]. Moscow: Nauka; Smysl [in Russian].

Blejher, V. M., Kruk, I. V. (1995) Tolkovyj slovar’ psihiatricheskih terminov [Explanatory dictionary of psychiatric terms]. Voronezh: MODJeK. [in Russian].

Bozhovich, L. I. (2001) Problemy formirovanija lichnosti [Problems of formation of personality] Moscow: Moskovskij psihologo-social’nyj institut, Voronezh: MODJeK. [in Russian].

Vygotskij, L. S. (1956) Izbrannye psihologicheskie issledovanija. Myshlenie i rech’. Problemy psihicheskogo razvitija rebenka [Selected psychological research. Thinking and speaking. Problems of mental development of the child]. Moscow: Akad. ped. nauk RSFSR. [in Russian].

Drobot, O. V. (2009) Psykhosemantychnyi analiz profesiinoi svidomosti maibutnikh menedzheriv [Psychosemantic analysis of professional consciousness of future managers]. Candidate’s thesis. Odesa. [in Ukr.].

Zejgarnik, B. V. (1976) Patopsihologija [Pathopsychology]. Moscow: MGU [in Russian].

Karpov, A. V. (2004.) Psihologija refleksivnyh mehanizmov dejatel’nosti. [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moscow: IP RAN [in Russian].

Klymeniuk, A. (2009) Modeli kontseptualnoi sfery ta mekhanizmiv indyvidualnoho kohnityvnoho myslennia [Models of conceptual sphere and mechanisms of individual cognitive thinking] Naukovi zapisky Kirovohradskoho derzhavnoho pedahohichnoho universytetu imeni V. V. Vynnychenka — Scientific crawls of the Kirovograd State Pedagogical University named after V. V. Vynnychenko, 81 (3), 88–104. [in Ukr.].

Klimov, E. A. (1995) Obraz mira v raznotipnyh professijah [The image of the world in different types of professions]. Moscow: MGU. [in Russian].

Leont’ev, A. N. (2004) Dejatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. [Activity. Consciousness. Personality] Moscow: Akademija. [in Russian].

Macumoto, D. (2003) Psihologija i kul’tura [Psychology and Culture]. SPb.: Piter. [in Russian].

Nazaruk, O. M. Osoblyvosti pidkhodiv vyvchennia zhyttievoho prostoru osobystosti ta yii dosvidu [Features of the approaches to studying the living space of the person and his experience] http://dspace.nau.edu.ua:8080/bitstream/NAU/10394/.pdf

Orlov, Ju. M. (1991) Voshozhdenie k individual’nosti [Climb to individuality]. Moscow: Prosveshhenie. [in Russian].

Petrenko, V. F. Mezhdisciplinarnyj podhod k issledovaniju soznanija i lichnosti:

jeksperimental’naja psihosemantika [Interdisciplinary approach to the study of consciousness and personality: experimental psychosemantics. Nauchnyj sovet po metodologii — Scientific Council on Methodology http://www.scm.aintell.info/default.asp?p0=1&p1=5

Petrenko, V. F. (2005) Osnovi psihosemantiki [The basis of psychosemantics]. SPb.: Piter. [in Russian].

Rubinshtejn, S. L. (1999) Osnovy obshhej psihologi [The Basics of General Psychologists]. SPb. : Piter. [in Russian].

Skrypchenko, O. V. (2003). Osnovy psykholohii i pedahohiky [Fundamentals of psychology and pedagogy]. Kyiv: Vydavnytstvo Natsionalnoho pedahohichnoho un-tu im. M. P. Drahomanova. [in Ukr.].

Smirnov, S. D. (1985) Psihologija obraza: Problemy aktivnosti psihicheskogo otrazhenija [Psychology of the image: Problems of mental reflection activity]. Moscow: MGU.[in Russian].

Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of personality]. — Moscow: MGU. [in Russian].

Tamer’jan, T. Ju. Koncepcija obraza mira [The concept of the image of the world] http://svarkhipov.narod.ru/vipu/tame.htm

Hanina, I. B. (1990) K voprosu o professional’noj sostavljajushhej v strukture obraza mira [On the question of the professional component in the structure of the image of the world]. Vestnik Moskovskogo universiteta — Bulletin of Moscow University, 3, 42–50. [in Russian].

Chesnokova, I. I. & Shorohova, E. V. (1977) Problema samosoznanija v psihologii [The problem of self-awareness in psychology]. Moscow: Nauka. [in Russian].

Chuprikova, N. I. (1999) Mozg, psihika, soznanie [Brain, mind, consciousness]. Mir psihologii — The world of psychology, 1 (17), 84–97. [in Russian].

Shevchenko, N. F. Profesiina svidomist psykholoha: mekhanizm ta funktsionuvannia [Professional Consciousness of a Psychologist: Mechanism and Functioning] http://archive.nbuv.gov.ua/portal/SOC_Gum/NiO/2009_6/1_rozdil/Shevchenko.htm

Опубликован

2018-07-28

Выпуск

Раздел

Статті