ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2017.2(44).135400

Ключевые слова:

коммуникация, общение, ученики старших классов, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, коммуникативная толерантность

Аннотация

В статье исследуется вопрос особенностей межличностной коммуникации старшеклассников в условиях инклюзивного обучения: рассматриваются их возрастные особенности, связанные с процессом общения со сверстниками; анализируются последние исследования и публикации отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы. Осуществлен краткий обзор подходов к определению понятия «инклюзивное образование» и приведены аргументы относительно актуальности формирования такого качества личности старшеклассников, как коммуникативная толерантность, именно в условиях инклюзивного образования.

Библиографические ссылки

Bim, I. L. (1997). Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problemy shkolnogo uchebnika: opyt sistemno-structurnogo opisaniya [Methods of teaching foreign languages as a science and the problems of a school textbook: the experience of the system — structural description]. Moscow: Russkiy yazyk. [in Russian].

Gafari, E. A. (2012). Organizatsyonno-pedagogicheskie usloviya obucheniya detey s ogranichennymi osobennostyami zdoroviya inklyuzivnogo obrazovaniya : na materialah Islamskoy Respubliki Iran [Organizational and pedagogical conditions for teaching children with disabilities through inclusive education: on materials of the Islamic Republic of Iran]. Candidate’s thesis. Dushanbe. [in Russian].

Illin, E. P. (2009). Psihologiya obshcheniya i mezhlichnostnyh otnosheniy [Psychology of communication and interpersonal relations]. St. Petersburg: Piter. [in Russian].

Evropeyska doslidnytska organizatsiya. (cherven 2011- sichen 2012). Inklyuzyvna osvita v Ukraini: zdobutky, priblemy ta perspektyvy [Inclusive Education in Ukraine: achievements, problems and perspectives]. [in Ukrainian].

Kovaliov, N. E., Matyuhina, M. V., & Patrina, K. T. (1975). Vvedenie v pedagogiku [Introduction to Pedagogy] Moscow: Prosveshchenie [in Russian].

Kontseptsiya novoi ukrainskoi shkoly [The concept of the New Ukrainian school]. mon.gov. ua. Retrieved from http://mon.gov.ua/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD% D0%B8%202016/08/21/2016–08–17–3-.pdf. [in Ukrainian].

Krasnyakov, E., & Burda, V. (2013). Formuvannya ta realizatsiya inklyuzyvnoi polityky u sphere osvity ditey z osoblyvymy osvitnimy potrebamy v Ukraini [Formulation and implementation of inclusive education policy for children with special needs in Ukraine]. Viche — Veche, 6, 17–19. [in Ukrainian].

Kuzava, I. B. (2012). Teoretyko-metodologichni aspekty inklyuzyvnoi osvity ditey doshkilnogo viku, yaki potrebuyut korrektsii psyhofizychnogo rozvytku [Theoretical and methodological aspects of inclusive education of preschool children who require correction of psychophysical development]. Pedagogichnyi poshuk — Pedagogical search, 1 (73), 21–23. [in Ukrainian].

Mednikova, A. A. (2010). Lichnostnyi komponent kommunikativnyh sposobnostey starshyh podrostkov s razlichnym urovnem aktivnosti [The personal component of the communicative abilities of older adolescents with different levels of activity]. Candidate’s thesis. Habarovsk. [in Russian].

Meskon, M. H., Albert, M., & Hedouri, F. (2007). Osnovy menedgmenta [Basics of Management]. Moscow: ООО «I. D. Williams». [in Russian].

Mudrik, A. V. (2006). Socialization. (2-d ed.). Moscow: Academia.

Nechyporenko, V. V. (2006). Systemnyi rozvytok navchalno-reabilitatsiynogo tsentru yak umova formuvannya zhyttevyh kompetentsiy v uchniv z obmezhennymy mozhlyvostyamy zdoroviya [System development of educational and rehabilitation center as a condition for the formation of life competencies in students with disabilities]. Candidate’s thesis. Kyiv. [in Ukrainian].

Novitski, E. A., & Sendizon, R. (2007). Inklyuziya uchniv z porushenniam rozvytku: stavlennya i zaproponovani pidlitkam strategii [Inclusion of students with developmental disabilities, attitudes and strategies proposed by teenagers]. Kanadsko-ukrainska merezha doslidzhen (KUMD). [in Ukrainian].

Obuhova, L. F. (1998). Child psychology: theories, facts, problems. (3-d ed.). Moscow: Trivola.

Skrypchenko, O. V., Volynska, L. V., & Ogorodniychuk, Z. V. (2001). Vikova ta pedagogichna psyhologiya [The age and pedagogical psychology]. Kyiv: Prosvita. [in Ukrainian].

Sofiy, N. Z., Nayda, Yu. M., & Kolupaeva, А. А. (2007). Conceptual aspects of inclusive education. L. І. Danylenko (Ed.). Kyiv.

Tyuptya, O. V. (2000). Communicative competence of personality. Steps to the competence and integration into society. N. Sofiy, І. Ermakov (Ed.). Kyiv: Kontekst.

Huhlaeva, O. V., Zykov, E. V., & Bubnova, G. V. (2013). Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya: uchebnik dlya bakalavrov [Developmental psychology and psychology of age: a textbook for bachelors]. Moscow: Yurayt. [in Russian].

Shapovalenko, I. V. (2005). Vozrastnaya psihologiya (Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya) [Age psychology (Developmental psychology and age psychology)]. Moscow: Gardariki. [in Russian].

Shvets, T. E. (2010). Osoblyvosti gromadyanskoi socializatsii starshoklasnykiv [Features of civic socialization of school students]. Osvita regionu — Education of the region, 1, 200–205. [in Ukrainian].

Опубликован

2018-06-26

Выпуск

Раздел

Статті