МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Авторы

  • М. В. Пустовойт Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Ukraine https://orcid.org/0000-0001-7057-4235

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2017.3(45).135190

Ключевые слова:

психологическая безопасность, жизненные смыслы, модель мира, Я-концепция, автономность, саморегуляция, самопринятие, толерантность к опасности, психологический тренинг

Аннотация

Статья посвящена исследованию механизмов формирования психологической безопасности личности, что особенно актуально в условиях политической и социально-экономической нестабильности современного украинского общества и имеет существенное практическое значение. В статье исследован процесс формирования психологической безопасности, исходным моментом которого является построение модели окружающего мира в координатах жизненных смыслов личности, которые определенным образом структурируют его в зависимости от степени безопасности/опасности. Формирование психологической безопасности личности происходит в процессе взаимодействия двух механизмов — преобразования внешнего мира, в соответствии со своей жизненной программой, и саморазвития, совершаемого в результате сознательного выбора в контексте приоритетных направлений самореализации, идеалов и желаний. Стратегии становления личностной безопасности могут иметь разную степень эффективности в зависимости от уровня сформированности Я-концепии личности, а именно степени ее автономности и определенности жизненного сценария в контексте личностно значимых целей и ценностей. В статье обозначены основные принципы развития личностной безопасности с помощью психотренинговых технологий, приведены практические техники и описана их результативность. Целью тренинга по формированию психологической безопасности является повышение уровня личностной субъектности, улучшение саморегуляции, развитие перцептивной и коммуникативной компетентности, повышение уровня самопринятия и удовлетворенности жизнью, а также увеличение толерантности к опасности, которая может восприниматься человеком не как угроза, а как вызов к дальнейшему развитию.

Библиографические ссылки

Abul’hanova–Slavskaja, K. A. (1991). Strategija zhizni [Strategy of Life]. Moscow: Mysl’. [in Russian].

Ancyferova, L. I. (1981). K psihologii lichnosti kak razvivajushhejsja sistemy [To the Psychology of Personality as a Developing System]. Psihologija formirovanija i razvitija lichnosti — Psychology of Formation and Development of Personality, 3–18 [in Russian].

Andreeva, G. M. (2002). Trudnosti social’nogo poznanija: «obraz mira» ili real’nyj mir? [Difficulties of Social Cognition: «Image of the World» or the Real World?]. Social’naja psihologija v sovremennom mire — Social Psychology in the Modern World, 190–191 [in Russian].

Baeva, L. A. (2007). Psihologija bezopasnosti: istorija, stanovlenie, perspektivy [Psychology of Safety: History, Formation, Prospects]. Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal. — The National Psychological Journal, 1 (2), 65–69 [in Russian].

Bogomaz, S. A. (2009). Ocenka psihologicheskoj bezopasnosti vypusknikov shkoly [Assessment of Psychological Safety of School Graduates]. Sibirskij psihologicheskij zhurnal — Siberian Psychological Journal, 34, 58–62 [in Russian].

Zotova, O. Ju. (2011). Social’no-psihologicheskaja bezopasnost’ lichnosti [Socio-Psychological Safety of a Person]. Doctor’s thesis. Moscow [in Russian].

Krasnjanskaja, T. M. (2005). Bezopasnost’ cheloveka: psihologicheskij aspekt [Human Safety: Psychological Aspect]. Stavropol: ZAO Pressa [in Russian].

Maslou, A. (1997). Na podstupah k psihologii bytija [On the Approaches to the Psychology of Being]. Moscow: «Refl–book» — Kiev :«Vakler» [in Russian].

Romanovich, A. L. (2003). Problemy bezopasnosti v kontekste ustojchivogo razvitija [Safety Problems in the Context of Sustainable Development]. Social’no–gumanitarnye znanija — Socio-Humanitarian Knowledge, 1, 10–11 [in Russian].

Skripkina, T. P. (2000). Psihologija doverija [Psychology of Trust]. Moscow: Izdatel’skij centr «Akademija» [in Russian].

Suhovershina, Ju.V. (2009). Trening kommunikativnoj kompetencii [Training of Communicative Competence]. Moscow: Akademicheskij proekt [in Russian].

Shnejder, L. B. (2004). Trening professional’noj identichnosti : Rukovodstvo dlja prepodavatelej vuzov i praktikujushhih psihologov [Training of Professional Identity: Manual for University Lecturers and Practicing Psychologists] Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo psihologo–social’nogo instituta [in Russian].

Tyrsikova, A. D. (2012). Formirovanie strategij psihologicheskoj bezopasnosti studentov vuza [Formation of Psychological Safety Strategies for University Students]. Extended abstract of candidate’sthesis. Pyatigorsk [in Russian].

Ulybina, E. (2001). Psihologija obydennogo soznanija [Psychology of Ordinary Consciousness]. Moscow: Smysl [in Russian].

Homjakova, B. C. (2007). Bezopasnost’ kak faktor ustojchivogo razvitija (social’no–filosofskij aspekt) [Safety as a Factor of Sustainable Development (Socio-Philosophical Aspect)]. Extended abstract of candidate’sthesis. Chita [in Russian].

Shlykova, N. L. (2005). Psihologicheskaja bezopasnost’ sub#ekta professional’noj dejatel’nosti [Psychological Safety of the Subject of Professional Activity]. Doctor’s thesis. Moscow [in Russian].

Jeksakusto, T. V. (2008). Problema obespechenija social’no–psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti [The Problem of Ensuring Socio-Psychological Safety of a Person]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, 5, 3, 35–43 [in Russian].

Опубликован

2018-06-25

Выпуск

Раздел

Статті