ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В КОНТЕКСТЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2017.4(46).134931

Ключевые слова:

старшие дошкольники с нарушением слуха, социальная адаптация, речевые нарушения, психологическая готовность к школе, психолого-педагогическая коррекция

Аннотация

В статье рассматривается сущность психологической готовности к школе в контексте социальной адаптации детей с нарушением слуха и речи. Определены составляющие психологической готовности (мотивационная, интеллектуальная, личностная). Описаны, опираясь на труды выдающихся исследователей, особенности каждой составляющей психологической готовности детей с нарушением слуха и речи. Проведенный констатирующий эксперимент по определению уровня психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха к обучению в школе выявил низкие показатели. В частности не сформирована позиция школьника, недостаточна мотивационная и интеллектуальная готовность, наблюдается преобладание игровой мотивации, что обусловливает необходимость проведения коррекционной работы с этой категорией детей.

Библиографические ссылки

Venger, L.A. (2006). Psihologicheskaya gotovnost k obucheniyu v shkole [Psychological readiness for schooling]. Moscow: Akademiya [in Russian].

Gutkina, N.I. (2003). Psihologicheskaya gotovnost k shkole [Psychological readiness for school]. Moscow: Akademiya [in Russian].

Gurzhiy, O.V. (2013). Socіalno-psihologіchnі chinniki adaptacіynih rozladіv u dіtey doshkіlnogo vіku ta їh korekcіya [Socio-psychological factors of adaptation disorders in preschool children and their correction]. Extended abstract of candidate’s thesis. Lugansk [in Ukrainian].

Kovyazina, I.V. (2010). Osobennosti emocionalnogo sluha u detey doshkolnogo vozrasta s obschin nedorazvitiem rechi [Features of emotional hearing in preschool children with general speech underdevelopment]. Extended abstract of candidate’s thesis. Nizhniy Novgorod [in Russian].

Leongard, E.I. (1991). Formirovanie ustnoy rechi i razvitie sluhovogo vospriyatiya u gluhih mladshih shkolnikov [The formation of oral speech and the development of auditory perception in deaf junior schoolchildren]. Moscow: Prosveschenie [in Russian].

Moreva, N.A. (2006). Stepen rechevoy gotovnosti gluhogo rebenka k postupleniyu v I klass [Degree of speech readiness of a deaf child to enter I class]. Moscow: Akademiya [in Russian].

Noskova, L.P. (2008). Voprosy vospitaniya i obucheniya anomalnyh detey doshkolnogo vozrasta [Issues of education and training of anomalistic children of preschool age]. Tomsk.: TGPU [in Russian].

Rechickaya, E.G. & Parhalina, E.V. (2003). Gotovnost slaboslyshaschih doshkolnikov k obucheniyu v shkole [Readiness of hearing-impaired preschoolers to study at school]. Moscow: Knigolyub [in Russian].

Опубликован

2018-06-23

Выпуск

Раздел

Статті