СИМБИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ И НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ

Авторы

  • М. П. Гусакова Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2016.2%20(40).134488

Ключевые слова:

симбиоз, дети с особыми потребностями, психологическая безопасность, диада мать — ребенок, семья

Аннотация

В статье рассматриваются симбиотические отношения в семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. Нарушения физического, психического, сенсорного развития ребенка создают объективные условия для длительного поддержания симбиоза в отношениях с целью достижения психологической защищенности. Показано, что, как и в обычных семьях, симбиоз превращается в угрозу развитию членов семьи и их отношений, а стремление обрести утраченную безопасность приводит такую семью к специалисту, который должен помочь разрушить патологические отношения и построить отношения сотрудничества.

Биография автора

М. П. Гусакова, Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

Gusakova M. P.

Библиографические ссылки

Zaharjan, V. V. (2014). Rol’ sem’i v formirovanii bezopasnogo budushhego podrostkov//XIII Vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Druzhininskie chtenija» (22–24 maja 2014g)-XIII All-Russian scientific-practical conference «Druzhininsky read». (pp. 250–252). Sochi, Sochinskij gosuniversitet [in Russian].

Tkacheva, V. V. (2005). Sistema psihologicheskoj pomoshhi sem’jam, vospityvajushhim detej s otklonenijami v razvitii [The system of psychological assistance to families with children with developmental disabilities]: Extended abstract of Doctor’s thesis. Nizhnij Novgorod [in Russian].

Levchenko, I. J.& Tkacheva V. V. (2008). Psihologicheskaja pomoshh’ sem’e, vospityvajushhej rebenka s otklonenijami v razvitii. Metodicheskoe posobie [Psychological support for families raising a child with developmental disabilities]. Moscow: Prosveshhenie [in Russian].

Artamonova, A. A. (2014). Social’no-psihologicheskie aspekty semejnoj adaptacii v situacii vospitanija rebenka s «osobymi nuzhdami» [Socio-psychological aspects of family adaptation to the situation of raising a child with «special needs»] Vestnik SamGU. — Bulletin SamGU. Vol. 9 (120), 292–298 [in Russian].

Agafonova, E. B. (2013). Otnoshenie materi k detjam v nepolnyh neblagopoluchnyh sem’jah [Mother’s attitude towards children in single-parent families, disadvantaged]. Lichnost’, sem’ja i obshhestvo — voprosy pedagogiki i psihologii -Person, family and society — issues of pedagogy and psychology, Vol. 30, 1–6 [in Russian].

Andreeva, L. M. & Fedorova, A. A. (2014). Osobennosti psihicheskih sostojanij materej molodogo i zrelogo vozrasta s raznym tipom otnoshenija k rebenku-invalidu [Features of mental conditions of the young and middle-aged mothers with different types of attitudes towards disabled child]//Sb. Konferencij NIC Sociosfera- Digest Conferences SIC sociosphere. Vol. 40 [in Russian].

Zaharova, E. I. (1999). Issledovanie osobennostej jemocional’noj storony detsko-roditel’skogo vzaimodejstvija [The study features the emotional side of parent-child interaction]. Psiholog v detskom sadu. — Psychologist at the kindergarten. Vol. 3 [in Russian].

Bodaleva, A. A. (Eds.). (1981). Family and personality: psychological, pedagogical, sociological and psychological health problems// Tezisy dokladov Vsesojuznoj konferencii v g.Grodno, 28–30 sentjabrja 1981 g.— Abstracts of the All-Union Conference in Grodno. Moscow: Otdelenie psihologii i vozrastnoj fiziologii APN SSSR [in Russian].

Garbuzov, V. I. (1997).Vospitanie rebenka [Child education]. Saint Petersburg [in Russian].

Bodaleva, A. A., Stolina V. V. (Eds.). (1989). Sem’ja v psihologicheskoj konsul’tacii. Opyt i problemy psihologicheskogo konsul’tirovnaija [Family psychological counseling. Experience and problems of psychological counseling]. Moscow: Pedagogika [in Russian].

Vasjagina, N. N.& Gluhanjuk, N. S. (2004). Fenomenologija simbioticheskoj zavisimosti v diade mat’-rebenok [Phenomenology symbiotic dependence in the dyad mother-child]. Obrazovanie i nauka. — Education and Science. Vol. 2, 50–57 [in Russian].

Boulbi, Dzh. (2003). Privjazannost’ [Attachment] (Grigoreva N. G., Burmenskaya G. V., Trans). Moscow: Gardariki.

Bi, H. (2004). Razvitie rebenka [Сhild development] (A. Ershova, N. Zueva, Trans). Saint Petersburg : Piter.

Ammon, G. (1995). Dinamicheskaja psihiatrija [Dynamic psychiatry] (V. Vid, Trans).. — Moscow: Izd. Psihonevrologicheskogo instituta im.V. M. Behtereva.

Hudjakova, Ju. Ju. (2014). Fenomenologicheskie i jempiricheskie osobennosti agressivnosti bol’nyh nervnoj anoreksiej (klinicheskij sluchaj) [Phenomenological and empirical features of aggressive patients with anorexia nervosa (case)]. Vestnik psihiatrii i psihologii Chuvashii. —Vestnik psychiatry and psychology of Chuvashia. Vol. 10, 131–140 [in Russian].

Malejchuk, G. I. & Olifirovich, N. I. Geshtal’t-podhod v terapii sozavisimostej [Gestalt approach in the treatment of dependency]. b17.ru. Retrieved from ftp://www.b17.ru/article/6258/ [in Russian].

Stjuart, Ja., Dzhojs, V. (1996). Sovremennyj tranzaktnyj analiz [Modern transactional analysis] (S. Stepanov, Trans). Saint Petersburg: Social’no-psihologicheskij Centr.

Malkina-Pyh, I. (2004). Tehniki tranzaktnogo analiza i psihosinteza. Spravochnik prakticheskogo psihologa [Techniques of transactional analysis and psychosynthesis. Handbook of Practical Psychology]. Moscow: Jeksmo [in Russian].

Abramova, N. M. (2004). Rezul’taty issledovanija lichnosti suicidentov s pomoshh’ju Ja-strukturnogo testa G. Ammona (ISTA) [The individual results of the study suitsidentov via I-structural test G. Ammona (ISTA)]. Vestnik psihoterapii. — Bulletin psychotherapy. Vol. 12, 91–96 [in Russian].

Andronnikova, O. O. Psihologicheskaja bezopasnost’ obrazovatelnoj sredy VUZa [Psychological safety of the educational environment of high school]. obrazovanie9.ru. Retrieved from ftp://www./articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.htm [in Russian].

Sokolova, E. T. (2006). Psihoterapija: teorija i praktika: ucheb.posobie [Psychotherapy: Theory and Practice: Textbooks]. Moscow: Izd.centr «Akademija» [in Russian].

Zaharov, A. I. (2000). Proishozhdenie detskih nevrozov i psihoterapija [The origin of children’s neuroses and psychotherapy]. Moscow: JeKSMO-Press [in Russian].

Загрузки

Опубликован

2016-04-26

Выпуск

Раздел

Статті