Социально-психологическое содержание оригинальности и парадоксальности как критериев оценки когнитивных стратегий личности

Авторы

  • М. P. Gusakova

DOI:

https://doi.org/10.18524/2304-1609.2010.11.136271

Аннотация

В работе продемонстрировано, что когнитивным стратегиям категоризации ви­зуальных объектов присущ разный творческий потенциал. Этот потенциал обнару­живает себя как индекс независимости (свободы) от требований внешней ситуации и внутренних условий. Так, наименее креативной выступают формальная и ригид­ная индивидуальная стратегии. Повышение креативности связано с использованием индивидуальных стратегий. Высочайшее проявление креативности связано с использованием парадоксальных стратегий категоризации.

Было установлено, что альтернативным распространенному принципу ориги­нальности, положенному в основу понятия креативности, может выступать прин­цип парадоксальности. По критерию оригинальности креативность нарастает от группы психологов к математикам и к группе больных шизофренией. По критерию парадоксальности проявления креативности нарастают от больных шизофренией к психологам и к математикам. Принцип парадоксальности решения позволяет нам рассматривать креативнисть как проявление «высшего культурного уровня бытия личности».

Загрузки

Опубликован

2014-06-25

Выпуск

Раздел

Статті